Аспекты тромбоэмболий во время воздушных перелетов рассмотрены Gavish I., Brenner B. в одном из последних номеров Intern. Emerg. Med (1). Основные положения, приведенные авторами, следующие.

 

Общие данные

 

Ежегодно около двух миллиардов людей совершают воздушные перелеты коммерческими самолетами и более 300 млн. людей перемещаются на длительные расстояния. Основные угрозы здоровью при воздушных перелетах таковы: недостаток кислорода в салоне самолета, возможность трансмиссии инфекционных болезней, страх и тревога, расстройство биоритмов в связи с перелётом через несколько часовых поясов, тромбоэмболии.

Три основные причины регистрации тромбозов как осложнений воздушных перелетов следующие. 1. Крупные исследования основываются на медицинской документации, а не на данных визуализации и иных подтверждающих методов исследования. 2. Отсутствует согласительная точка зрения относительно временного интервала после перелета, в течение которого тромбоэмболию можно связывать с перемещением самолетом. Некоторые исследования были посвящены тромбоэмболиям в день приземления, другие – в течение одного месяца после длительного перелета. В действительности же, хотя большинство эпизодов развиваются в течение первых двух недель с медианой на 4 день, риск тромбоза сохраняется в течение 4 недель после приземления. 3. Регистрируемые показатели исхода разнятся между исследованиями. В одних – регистрируются случаи глубокого венозного тромбоза, в других – тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА).

Риск ТЭЛА после воздушного путешествия составляет 0,5 на 1*106 в день приземления, риск венозного тромбоза (глубокий венозный тромбоз и ТЭЛА) увеличивается до 27*106 в течение первых 14 сут после окончания полета. Расчетная частота венозного тромбоза составляет 1,1 на миллион человеко-дней, что приближается к частоте венозного тромбоза у практически здоровых людей (1,9–5,2 на миллион человеко-дней). Если диагноз основывается на исследовании с помощью ультразвука, для случаев длительных перелетов риск венозного тромбоза увеличивается до 3–12%.

 

Факторы риска

 

В целом, риск венозного тромбоза увеличивается в 2 раза при длительных перелетах (более 8 ч). Он возрастает на 18% на каждый двухчасовой период роста продолжительности путешествия и даже на 26% (каждые 2 ч) только для путешествия по воздуху. Риск симптоматического тромбоза составляет 1/600 для перелетов длительнее 4 ч и 1/500 – дольше 12 ч для людей старше 50 лет.

Для венозного тромбоза, связанного с перелетом или перемещением на машине, поездом или автобусом, выделено минимум 7 факторов риска. 1. Длительность путешествия – при продолжительных перелетах (дольше 6 ч) риск увеличивается в 2,3 раза в сравнении с более короткими интервалами. 2. Возраст старше 40 лет. 3. Женщины, принимающие пероральные контрацептивы или гормональную заместительную терапию. 4. Варикозное расширение вен нижних конечностей. 5. Ожирение (индекс массы тела более 30). 6. Генетически обусловленная тромбофилия. Повышенная концентрация факторов II и VIII. 7. Иные факторы риска: высокий рост, низкий рост и др.

Риск тромбоза для пассажиров эконом класса и бизнес класса одинаков.

В соответствии с результатами исследования MEGA у носителей мутации V Лейдена риск венозного тромбоза увеличивается в 8 раз при перемещении машиной, автобусом или поездом и 12 раз – самолетом. В соответствии с  данными Martinelli воздушные путешествия у людей с тромбофилиями увеличивает риск венозного тромбоза в 16 раз.

У женщин комбинация длительного перелета и приема пероральных контрацептивов увеличивает риск венозного тромбоза примерно в 20 раз и более.

В соответствии с данными Lapostolle, женский пол при длительном перелете является независимым фактором ТЭЛА: риск в сопоставлении с мужчинами растет в 3 раза.

 

Патогенез

 

Для предотвращения гипоксии внутри самолетов необходимо поддерживать высокое давление, равное давлению на земле. Таковое возможно в современных лайнерах. Но для этого необходимо большой объем топлива, что увеличивает массу самолета. Гипоксия представляет опасность, особенно для пациентов с заболеваниями сердечнососудистой системы и хронической патологией легких, и, возможно, играет роль в активации системы свертывания крови во время воздушных путешествий. Перелет продолжительностью минимум 8 ч в значительной степени увеличивает прокоагулянтную активность у 17% практически здоровых людей, особенно у людей с тромбофилией, женщин, принимающих гормональные контрацептивы или заместительную терапию.

Еще одним фактором является положение сидя с отсутствием достаточного места для выпрямления ног или свободного вставания/прогулок. Это ведет к увеличению венозного стаза и прокоагулянтной активности. В соответствии с исследованием LONFLIT с иммобилизацией было связано 75% случаев венозных тромбоэмболий после длительных перелетов.

Дегидратация во время путешествия может увеличивать риск гиперкоагуляции индукцией гемоконцентрации и вязкости. Сопутствующими факторами являются низкая влажность в салоне (8–12%), что сопровождается потерей жидкости, сниженное потребление жидкости, прием кофе и алкоголя с результирующим повышением диуреза.

 

Предотвращение

 

1. Факторы окружающей среды. Поддержание давления внутри салона; исключение дегидратации, обеспечение адекватной влажности, питье воды или неалкогольных напитков; модификация положения сидя и создание условий для выпрямления ног, перемещения, свободной ходьбы; обеспечение кислородом больных хроническими заболеваниями легких и сердца.

2. Факторы самого человека. Исключение длительного положения сидя; сокращение мышц голени; ходьба каждые 2–3 ч; потребление большого количества жидкости; исключение потребления алкоголя.

Предотвратить венозный стаз можно ношением эластических чулок, что позволяет уменьшить частоту венозного тромбоза у пациентов со стандартным риском практически на 90%. Фармакологическую профилактику применяют лишь у пациентов высокого риска. Антиагреганты (аспирин, клопидогрель) не эффективны. В соответствии с наблюдениями низкомолекулярный гепарин за 2–4 ч до длительного перелета уменьшает частоту венозного тромбоза с 4,8% до 0%.

 

 

1. Gavish I., Brenner B. Air travel and the risk of thromboembolism // Intern. Emerg. Med. – 2011. – V. 6. – P. 113–116.

 

 

Проф. Беляев А.В.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *