Выполнен систематический обзор исследований целевого показателя гемоглобина у больных в критическом состоянии неврологического профиля (1). Результаты неудовлетворительны: приемлемые для клиники выводы получить не удалось.
Для ответа на вопрос, какова должна быть концентрация гемоглобина как целевой показатель состояния кислородотранспортной емкость крови, Desjardins P. и соавт. был выполнен систематический обзор и метаанализ исходных исследований в различных базах литературных данных. В анализ включались сравнительные исследования, анализирующие влияние концентрации гемоглобина на клинические исходы больных в критическом состоянии неврологического профиля. При этом должны были исследоваться, как минимум, две различные концентрации гемоглобина, две различные целевые концентрации, две стратегии гемотрансфузии. Исключались исследования, связанные с серповидноклеточной анемией и операциями на позвоночнике, у новорожденных (до 28 сут).
Из 4310 выделенных исследований шесть (537 пациентов) удовлетворяли критериям включения. Четыре из них были выполнены у больных с черепно-мозговой травмой, одно – субарахноидальным кровоизлиянием, одно – смешанного контингента больных неврологического профиля. Минимально допустимая концентрация гемоглобина в исходных исследованиях колебалась от 70 од 100 г/л, высокий допустимый порог – от 93 до 115 г/л. Влияния на летальность, длительность искусственной вентиляции легких и вероятность развития полиорганной недостаточности выявить не удалось. При анализе влияния концентрации гемоглобина на продолжительность госпитализации в одном из исследований выявлено существенное сокращение продолжительности госпитализации в отделении интенсивной терапии и реанимации, еще в одном – сокращение длительности госпитализации в стационаре в группах с более низкой концентрацией гемоглобина, в иных исследования существенного влияния выявлено не было.
Авторы приходят к заключению, что данных для подтверждения или отрицания влияния более низкой или более высокой концентрации гемоглобина у больных в критическом состоянии неврологического профиля нет. Принимая во внимание отсутствие данных относительно длительных исходов неврологических функций и высокий риск смещенной оценки в исходных исследованиях, невозможно дать рекомендации относительно того, какая концентрация гемоглобина должна расцениваться как целевая и ее следует определить в качестве показания к гемотрансфузии.
В целом, полученные авторами результаты не столь удивительны. Развитие гипоксии зависит не только от доставки кислорода к органам и тканям, а и от потребности последних в кислороде. Потребность органов и тканей в кислороде – величина изменчивая. И у больных в критическом состоянии она колеблется на протяжении относительно короткого интервала времени даже у одного и того же больного (2). В силу этого более оправданным является иной подход: индивидуализация коррекции на основании показателей соответствия доставки и потребления кислорода, например, так, как это было освещено Nangunoori R. и соавт. (3). Сложность заключается в том, что соответствие доставки кислорода и потребности в кислороде органов и тканей можно оценивать как для организма в целом, так и для отдельных органов и систем. Соответственно у больных нейрокритического профиля при принятии решения следует ориентироваться и на органное соответствие доставки и потребности в кислороде. Это усложняет процесс принятия решения и требует соответствующего оснащения отделения, что для Украины сегодня нереально. В таком случае приходится ориентироваться на общепринятый порог концентрации гемоглобина, ниже которого увеличивается вероятность развития дефицита кислородотранспортной емкости крови (70 г/л) – показатель весьма относительный, а также клинические и органные признаки несоответствия доставки и потребности в кислороде органов и тканей (2).
1. Desjardins P., Turgeon A.F., Tremblay M.-H. et al. Hemoglobin levels and transfusions in neurocritically ill patients : a systematic review of comparative studies // Critical Care. – 2012. – V.16: R54.
2. Біляєв А.В. Корекція та профілактика відхилень показників гомеостазу у хворих оперованих з приводу абдомінальних кровотеч. Автореф. здобуття д.м.н. – 1998.
3. Nangunoori R., Maloney-Wilensky E., Stiefel M. et al. Brain tissue oxygen-based therapy and outcome after severe traumatic brain injury: a systematic literature review // Neurocrit. Care. – 2012. – Online first далее
Проф. Беляев А.В.