Назначение глютамина парентерально больным в критическом состоянии сопровождается улучшением показателей клинического. Таков вывод авторов систематического обзора и метаанализа, представленного в Critical Care (1).
Wischmeyer P.E. и соав. преследовали цель определить эффективность парентерального введения глютамина в качестве компонента нутритивной поддержки больных в критическом состоянии. Для этого был выполнен систематический обзор и метаанализ. Критерии включения: 1. Дизайн – рандомизированное контролируемое исследование (РКИ), 2. Больные в критическом состоянии в отделении интенсивной терапии и реанимации (ОИТР) в возрасте старше 18 лет, 3. Исходы – летальность, продолжительность госпитализации в ОИТР или стационаре, инфекционные и иные клинически значимые осложнения. Разработки эффективности назначения глютамина энтерально или в виде комбинаторного энтерального и парентерального пути введения исключались.
Критериям включения удовлетворяли 28 исследований (2484 больных), в ходе которых глютамин назначался пациентам в критическом состоянии лишь парентерално. Такой шаг сопровождался тенденцией к уменьшению летальности (Р = 0,10), статистически значимым снижением летальности внутри стационара (Р = 0,008), отчетливой тенденцией сокращения частоты инфекционных осложнений (Р = 0,09), продолжительности госпитализации в ОИТР (Р = 0,09), достоверным уменьшением длительности нахождения в стационаре (Р = 0,02). В подгруппе пациентов, получавших парентеральное питание, назначение глютамина вело к формированию тенденции снижения суммарной летальности (Р = 0,07).
Авторы приходят к заключению, что парентеральное назначение глютамина как компонента нутритивной поддержки сопровождается снижением летальности на этапе стационарного лечения и продолжительности госпитализации.
Интерес к выполненному метаанализу заключается в том, что глютамин при критических состояниях становится незаменимой аминокислотой, необходимой для реализации серии функций, в том числе со стороны иммунной системы. При этом у многих пациентов очень быстро развивается дефицит аминокислоты. Входящая в состав препаратов для парентерального питания глютаминовая кислота не может стать заменителем глютамина. В то же время сам глютамин их в состав ввести невозможно (2). Это стало основанием использовать дополнительное парентеральное введение глютамина (в виде дипептидов). Выполненный Wischmeyer P.E. и соавт. анализ привлекает к себе внимание потому, что выполнен именно по данным исследований больных в критическом состоянии в ОИТР.
1. Wischmeyer P.E., Dhaliwal R., McCall M. et al. Parenteral glutamine supplementation in critical illness: a systematic review // Crit. Care. – 2014, 18:R76.
2. Беляев А.В. Парентеральное и энтеральное питание в интенсивной терапии. – К.:КИМ, 2009. – 344 с.
Проф. Беляев А.В.