Цель исследования [1] – определить психологические последствия ошибок сотрудников отделений интенсивной терапии (ОИТ), чтобы лучше понимать их эволюцию и выявить механизмы защиты, которые используют профессионалы, для того, чтобы справиться с ошибкой. В исследовании использовали наиболее широко употребляемое определение ошибки: непреднамеренное действие или бездействие, которое не привело к ожидаемому результату. Рассматривались ошибки, связанные непосредственно с ведением пациента, тактикой диагностики и терапии, а не осложнения, вызванные тяжестью заболевания или течением самой болезни.

Исследование проводилось во Франции, на базе двух клинических госпиталей с ОИТ на 18 и на 15 коек. Набор участников исследования проводился на общем собрании коллектива, где проводилась презентация исследования, а также посредством размещения рекламы на досках объявлений в отделениях. Для того чтобы избежать связи включения в исследование с наличием совершенной ошибки, для участия в проекте приглашались все сотрудники ОИТ. Анонимный опрос проводился в течение 2 мес. Были отобраны 40 человек. Критериями включения в исследование были следующие факторы: 1) заявление о том, что человек совершил как минимум одну ошибку за время работы в отделении; 2) ошибка была совершена как минимум за 3 месяца до опроса. Этот критерий позволял оценить краткосрочное и долгосрочное развитие психологических реакций, связанных с совершенной ошибкой. Поскольку психопатология тревожных расстройств различает острые психологические проявления, которые присущи интенсивности события, и исчезающие через три месяца после неприятной стрессовой ситуации. Симптомы, сохраняющиеся более трех месяцев, становятся хроническими. И 3) гомогенное распределение социопрофессиональных категорий (20 медсестер и 20 врачей, из которых 10 резидентов и 10 старших врачей) и длительность работы в ОИТ (20 человек (10 медсестер и 10 старших врачей) с опытом работы более 1 года и 20 человек с опытом работы менее 1 года).

Участники исследования описали следующие виды ошибок: ошибки выполнения манипуляций n=13, ошибки дозировки или лечения n=8, ошибочное заключение, ошибочное принятие решения n=6, оплошность, недосмотр n=5, ошибочные назначения n=4, путаница между двумя пациентами n=2, диагностические ошибки n=2. Все 40 ошибок были идентифицированы. В результате совершения ошибок умерло 12 пациентов.

В течение месяца после совершения ошибки медработники испытывали вину (53%) и стыд (42,5%). Эти чувства формировали тревожное состояние, которое можно охарактеризовать эффектом жвачки (37,5%), а также страхом и беспокойством относительно состояния пациента (23%). Кроме этого, наблюдалась потеря доверия в коллективе (32,5%), невозможность рассказать об ошибке (22,5%) и оценка своего профессионального уровня (20%). 15% опрошенных испытывали гнев, который был направлен на окружающих коллег и отсутствие поддержки. Все эти психологические последствия исчезали через месяц после совершения ошибки. Тем не менее, некоторые проявления сохранялись в течение длительного времени. Многие из опрошенных заявили, что ошибка надолго запечатлилась в их памяти (80%) и у 72,5%  из них совершение ошибки привело к увеличению бдительности и перепроверке их профессиональной практики. Трое из опрошенных сообщили об утрате доверия. Для трех медработников чувство вины было достаточно стойким и сохранялось на момент опроса.

После совершения ошибки сотрудниками ОИТ были описаны различные механизмы защиты. Так 25 из 40 опрошенных чтобы освободить себя от эмоциональной нагрузки и получить поддержку у коллег рассказали о совершении ошибки. Об ошибке сообщалось одному или нескольким коллегам, принадлежащим той же самой социопрофессиональной категории. Три врача сообщили о своей ошибке членам семьи, и только один из опрошенных сообщил об ошибке пациенту. 13 из 40 опрошенных (включая опытных врачей) после совершения ошибки усовершенствовали свои знания и навыки, которых не хватало в ситуации, которая привела к совершению ошибочных действий. Сотрудники отделений подчеркнули необходимость дополнительной подготовки и систематической оценки проблем, которые могут возникать в ОИТ. 50% опрошенных отказывались признавать свою ответственность. Они акцентировали внимание на коллективной ответственности и связывали совершение ошибки с особенностями профессиональной деятельности, не признавая индивидуальную роль конкретного человека. Таким образом, перенося ответственность на группу, они старались не замечать свои собственные негативные эмоции. 23% опрошенных не позволяли себе переживать негативные эмоции (чувство вины) поскольку эти эмоции могли оказывать негативное влияние на качество их работы. 60% медработников минимизировали важность совершенной ошибки. Такой тип поведения характеризовался соответствующими высказываниями: «это не было жизненно важно для пациента», «это может случиться с каждым, я не первый, я не один», «это часть риска интенсивной терапии».

Формирование защитных механизмов является психологическим процессом, который позволяет человеку защитить его психологическую целостность и дать возможность продолжать выполнять свою работу, несмотря на возникающие сложные ситуации. Таким образом, сотрудники ОИТ будут использовать различные защитные механизмы более или менее эффективные, чтобы защитить себя эмоционально и сделать негативное событие более управляемым. Результаты исследования показывают два вида защитных механизмов: 1) вербализация ошибки и стремление получения дополнительных знаний и навыков; 2) минимизация, т.е. дистанциирование от эмоций, оценивая ситуацию как недостаточно серьезную. Но отвержение индивидуальной ответственности и эмоциональное избегание будут поддерживать объективную реальность совершения ошибки, а также эмоциональную нагрузку, связанную с ее совершением. Неспособность признать объективную реальность будет препятствовать осознанию ситуации для того, чтобы сделать адекватные выводы.

Однако, если в коллективе не созданы надежная обстановка и благоприятный климат, существует опасность обсуждения совершенной ошибки. Важную роль в создании обстановки доверия играют более опытные коллеги и руководители подразделений. Очень важно, чтобы при обсуждении ошибки, человек, который ее совершил, не опасался осуждения, выговора или профессиональной дисквалификации. Тем не менее, это не означает сведение к минимуму ответственности за совершение ошибку. Напротив, поддержка коллектива необходима для восстановления уверенности в себе и облегчения обсуждения последствий совершенной ошибки.

 

 

1. Laurent A., Aubert L., Chahraoui K. et al. Error in intensive care: psychological repercussions and defense mechanisms among health professionals // Crit Care Med. – 2014. – V. 42. – P. 2370–2378.

 

Доц. Танцюра Л.Д.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *